Таможенное оформление

 Таможенное оформление китайского оборудованияГрамотное оформление товарно-транспортных и таможенных документов

- залог успеха  импортно-экспортной операции, особенно если стороной в сделке выступает такой «сложный» партнер, каковым без сомнения является контрагент из Китая. 

Данный материал необходим прежде всего лицам, которые решили приобрести оборудование из Китая самостоятельно, пройти весь сложный процесс, от переговоров с китайскими партнерами (чаще всего на их родном языке) до доставки на родное предприятие и конечно провести таможенное оформление ввозимого китайского оборудования.
Первое, на что стоит обратить внимание уже на стадии подготовки контракта, – это перечень документов, которые будут сопровождать Ваш товар до места назначения (в контракте поставки для этого должен быть предусмотрен специальный пункт). Если Вы что-либо пропустите, то получить документ постфактум будет сложно, а в некоторых случаях невозможно вообще, поскольку некоторые сертификаты могут быть выданы только пока товар не вышел за заводские ворота, поскольку требуют предварительной экспертной оценки. К тому же Ваш партнер на совершенно законных основаниях не станет заниматься лишней работой, если Вы его об этом письменно не попросили, что вполне логично.

Минимальный список прилагаемых к товару документов для проведения работ на таможне выглядит так:

  1. Price list, заверенный Торгово-промышленной палатой (ТТП) или Министерством по внешнеэкономическому развитию Китая (МВР) – оригинал
  2. Инвойс – оригинал
  3. packing list – оригинал
  4. Bill of lading (конасамент) – хорошая копия
  5. Экспортная декларация – хорошая цветная копия
  6. Перевод экспортной декларации (на английский), заверенный в ТТП или МВР
  7. Сертификат происхождения формы «А», заверенный в ТТП или МВР
  8. Сертификат соответствия

Кроме того необходимо иметь:

  • Контракт с приложениями (желательно также заверенный в ТТП или МВР)
  • Копия паспорта сделки, заверенная печатью фирмы
  • swift об оплате (согласно условиям контракта, где указан размер предоплаты)
  • Транспортный договор (с разбивкой: «до РФ» и «по РФ»)
  • Сертификаты РФ
  • Если цена «ниже риска», то предоставляется Аналитическая справка, в которой: ссылками на Интернет-сайты Вашего контрагента и сайты китайских компаний, выпускающих аналогичный товар, сведениями, почерпнутыми из официальных источников, и прочими прямыми и косвенными данными доказывается, что объявленная цена является среднестатистической в КНР. Кроме того Вы можете сослаться на свои контракты, где продажная цена будет выше закупочной не более чем на 25% (с учетом всех затрат и торговой наценки). Еще лучше заручиться экспертным заключением о Вашем товаре из Российской торгово-промышленной палаты

Наличие всех этих документов, конечно, не гарантирует Вам беспрепятственное прохождение таможни, но значительно сокращает риск подвергнуться КТС (корректировке таможенной стоимости в РФ), причем совершенно «по белому», без дополнительных затрат.

Конечно, представленный здесь список документов может оказаться не полным, если Ваш товар специфичен. Поэтому рекомендуем, прежде чем заключать контакт, проконсультироваться у специалистов по ВЭД в Китае и России.
Во-вторых, все внешнеторговые операции в КНР осуществляются только компаниями, имеющими импортно-экспортные лицензии. В 8 случаях из 10 Ваш партнер, если это прямой производитель, а не торговая компания, такой лицензии иметь не будет. Поэтому будьте готовы к тому, что фактическим поставщиком-экспортером выступит не Ваш прямой контрагент, а некая компания-посредник. Появление в документах компании-посредника может вызвать подозрение в занижении стоимости товара на таможне, а значит, возрастет риск подвергнуться КТС. Избежать этой проблемы можно воспользовавшись для проведения экспортной операции услугами одной из наших компаний (об этом см. выше).
И наконец, даже идеальный пакет документов и его полное соответствие товару не гарантирует, к сожалению, от придирок на таможне. Поэтому Вам никогда не помещает помощь специалиста, имеющего здесь определенный опыт и влияние.
И все-таки таможня – это главным образом движение не товаров, а документов. Поэтому от того, насколько хорошо и полно они будут подготовлены, зависит, как быстро и с какими потерями (налогами) Вы получите свой товар.